«Листая прошлого страницы, мы будущее…создаем…….»
2018 год – год 120-летия со дня прибытия первого поезда в г.Иркутск на ВСЖД. 16 августа 1898 года для Иркутска стало настоящим праздником: жители города встречали первый поезд. Паровоз был украшен цветами и флагами, а на вокзале присутствовал сам губернатор.
Газета «Восточное обозрение» написала: «Свершилось!.. Сегодня свисток паровоза впервые огласил наши окрестные горы, степи и леса, ещё почти не тронутые культурой. Идея о стальном поясе, …соединяющем два океана, Великий и Атлантический, …воплотилась».
По страницам газеты «ВОСТОЧНО — СИБИРСКИЙ ПУТЬ» №24, №25
К 120 ЛЕТИЮ ПРИБЫТИЯ ПОЕЗДА В ИРКУТСК
День, который приближали все.
Этого дня Иркутяне ждали долго. После встречи цесаревича Николая летом 1891-го приход первого поезда был, пожалуй, самым важным событием в жизни Иркутска в XIX века.
Согласно высочайшему повелению, торжественное открытие движения по Средне-Сибирской железной дороге состоялось 16 августа 1898г.
Стоял ясный, хороший день. С раннего утра толпы народа направлялись к железнодорожному вокзалу. Длинная вереница разряженных и разодетых горожан чередовалась со всевозможными экипажами. Помимо этого люди к вокзалу прибывали на лодках по Ангаре.
Город стоял украшенный флагами. Пройдя по мосту люди любовались красивой аркой переброшенной через железнодорожное полотно. Именно через эту арку должен пройти первый поезд.
Во избежание беспорядков к вокзалу публика допускалась лишь по билетам, все остальные могли расположиться вдоль полотна железной дороги, а также на горе, над вокзалом.
Поезд отправился из Скита (Иркутск1). Вскоре вдали послышался свисток паровоза, ему ответило отдалённое «Ура!», которое, разрастаясь, перешло в могучую волну. К этому гулу присоединился хор, музыка.
Все с нетерпением ждали прихода поезда.
И вот этот миг наступил. Поезд, празднично убранный, медленно миновал нарядную арку и под дружные крики праздничной толпы, замедляя ход, подошёл к вокзалу. Около 12 часов 30 минут военный оркестр заиграл торжественный марш. Публика кричала «Ура!».
Когда поезд подходил к перрону, архиепископ Тихон многократно осенил его крестом. По прибытии из поезда вышли инженеры-строители. Иркутский голова поприветствовал П.Я. Соколова, прибывшего в Иркутск по поручению министра путей сообщения, и преподнёс ему хлеб-соль. Тотчас начался молебен, совершённый высокопреосвященным Тихоном с высшим духовенством. По традиции была провозглашена «вечная память в Бозе почившим императорам Александру II и Александру III» и «многолетие строителям Великого Сибирского пути и их сослуживцам».
По окончании молебна начался салют из орудий, проще говоря – пушечная пальба. И во время пальбы хором архиерейских певчих было исполнено «Тебе, Бога, хвалим!», а военным оркестром – народный гимн. В толпе оживлённые разговоры, в основном о железной дороге: кто и куда собрался ехать, кому-то сообщают, что в Скиту будет праздничный обед…
Состав на станцию Иркутск-1 привёл паровоз, изготовленный на Невском заводе. Эти машины в то время ласково называли «Русак» или «Русачок» (Невский завод в то время назывался «Русское общество механических и горных заводов»). Эти самые «Русачки» имели небольшие размеры. Однако некоторые части паровоза были выдающимися, в том смысле что слишком выдавались над котлом. Длинная, до двух метров, дымовая труба с воронкообразным раструбом, высокий, около метра, сухопарник. При этом сам котёл стоял низко над рельсами. Кабина с маленькими круглыми передними и боковыми окошками была открытой и не имела дверей, а так как она была низко расположена, то не было и поручней.
После церемонии встречи поезда на станции Иркутск торжества продолжались. Состав был готов отправиться, как тогда говорили, в Скит (на станцию Иннокентьевскую) – там приготовили обед для рабочих. В него сели представители губернии, города, железных дорог, духовенство и многие из публики.
Раздался свисток. От неожиданности в начале движения некоторые пассажиры начали падать: одни – вперёд, другие назад.
В вагонах было шумно и весело. Первоклассные и служебный переполнены. В вагоне 3-го класса – самая разнообразная публика. Пьяненький мещанин лез к окошку, кланялся народу и что-то кричал. Через несколько минут свисток – впереди Скит. Состав плавно остановился. Рабочие встретили вышедших из поезда пассажиров криком «Ура!». Маленькая весёленькая станция с деревянным вокзалом красиво разукрашена гирляндами. Против вокзала возвышался элегантный стройный павильон, на нём надпись: «Рабочим Средне-Сибирской железной дороги». Столы уже были накрыты, ждали начальство, которое приехало в поезде.
Перед началом обеда благословение преосвященного Тихона. Затем руководитель края произнёс речь и предложил два тоста: первый – за государя, второй – за рабочих. Под крики «Ура!» специально выбранные рабочие преподнесли инженеру Н.П. Меженинову ржаной хлеб-соль на изящном деревянном блюде с надписью: «Инженеру Николаю Павловичу Меженинову – начальнику работ по постройке Средне-Сибирской железной дороги от благодарных рабочих. Станция Иркутск-2. 1898. 15 августа». Депутация произносит речь: «Ваше превосходительство! От имени рабочих приветствуем Вас по случаю прихода первого поезда. Соблаговолите, Ваше превосходительство, принять от нас хлеб-соль в знак нашей глубокой благодарности к Вам и памяти о сегодняшнем железнодорожном дне». Причём идея о хлебе-соли родилась у рабочих самостоятельно, без подсказки «сверху».
В Скиту поезд стоял недолго – всего несколько минут. Опять заиграла музыка, опять послышались крики «Ура!», и поезд тронулся обратно на станцию Иркутск-2.
Александр Хобта, кандидат исторических наук